Бюджетное право Республики Беларусь

воскресенье, 01 Mar 2009 16:19

Бюджетное право – это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих структуру бюджетной системы РБ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РБ и АТЕ, бюджетный процесс, формирование и использование государственных целевых фондов денежных средств, ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

 Предмет БП составляют отношения, возникновение которых связано с:

  • 1. установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РБ,
  • 2. установлением структуры расходов и доходов бюджетной системы РБ и распределением их между бюджетами разных уровней,
  • 3. разграничением бюджетной компетенции между органами государственной власти и управления и органами местного управления и самоуправления,
  • 4. организацией бюджетного процесса, то есть установлением порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов различных уровней, а также порядка составления, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов различных уровней,
  • 5. формирование и использование государственных целевых фондов денежных средств,
  • 6. организацией контроля за использованием бюджетов разных уровней и ответственностью за нарушение бюджетного законодательства.

            Метод банковского права: императивный (метод властных предпочтений), а также метод рекомендации и согласования.

            Бюджетные правоотношения – это отношения, урегулированные нормами бюджетного права, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием бюджетов различных уровней, с формированием и использованием государственных целевых фондов денежных средств,

Особенности бюджетных правоотношений:

- возникают в процессе бюджетной деятельности,

- длятся не менее 1 года и носят непрерывный характер,

- имеют узкий круг субъектов.

Выделяют 3 группы субъектов бюджетных правоотношений:

  • 1. государство и АТЕ,
  • 2. представительные и исполнительные органы государственной власти и органы местного управления и самоуправления,
  • 3. республиканские и коммунальные предприятия, учреждения, организации и иные хозяйствующие субъекты.

Существуют следующие признаки субъектов бюджетных правоотношений:

- участвуют в распределении доходов и расходов между бюджетами,

- участвуют в бюджетном процессе на любой его стадии,

- получают из бюджета денежные средства в форме финансирования.

Достаточно одного из перечисленных признаков, чтобы быть субъектом   бюджетных правоотношений.

            Нормы бюджетного права делятся на:

- материальные – закрепляют структуру бюджетной системы, перечень расходов и доходов бюджетов, их распределение между бюджетами различных уровней.

- процессуальные – закрепляют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов разных уровней, а также порядка составления, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов разных уровней, формирования и использования государственных целевых фондов денежных средств.

      Источники бюджетного права:

- Конституция РБ

- Закон О бюджете на 2005 год

- Закон О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах

- др.

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв