Понятие бюджетного процесса, его принципы

вторник, 23 Jun 2009 17:03

Бюджетный процесс - регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, законами и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование. Бюджетное регулирование – это частичное перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях сбалансирования их доходов и расходов.

В основе бюджетного процесса лежат следующие принципы:

1. принцип единства и полноты охвата всех источников доходов и расходов,

2. принцип реальности,

3. принцип гласности,

4. принцип специализации бюджетных показателей. Принцип реализуется через бюджетную классификацию.

5. принцип ежегодности. Финансовый (бюджетный) год на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года. Счетный период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый (бюджетный) год.

Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты – решениями местных Советов депутатов.

2. СледуетВ отличать составление бюджета от бюджетного планирования.

Бюджетное планирование – это основа всего финансового планирования, включает в себя не только составление проекта бюджета, но и его исполнение. Бюджетное планирование используется для регулирования экономики в государстве и как экономическая категория – это централизованное распределение и перераспределение в процессе составления и исполнения бюджета национального дохода по всем звеньям финансового планирования. С правовой точки зрения бюджетное планирование – это определение объема бюджета, его доходных и расходных частей на основе показателей и прогнозов социально-экономического развития РБ и АТЕ.

Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов и местными финансовыми органами.

Составление бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основе отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год, прогнозных оценок доходов, параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и региональных программ в сроки, устанавливаемые Правительством Республики Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами.

Министерством экономики, Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому (бюджетному) году, разрабатываются параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые представляются на рассмотрение Правительства Республики Беларусь, а после одобрения Правительством – на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

Министерство статистики и анализа Республики Беларусь и его органы представляют Министерству финансов, местным исполнительным и распорядительным органам статистическую информацию, необходимую для разработки прогнозов социально-экономического развития, проектов бюджетов.

Национальный банк Республики Беларусь представляет в Министерство финансов информацию, необходимую для подготовки проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год.

Министерством финансов и местными финансовыми органами соответственно определяются прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов. При этом расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.

3. Составленный проект республиканского бюджета вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь, проекты местных бюджетов на рассмотрение местных исполнительных и распорядительных органов.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв